20.09.2011
ЛИКБЕЗ. Лечим «заболевший аккумулятор»
Что делать, если автомобиль отказывается заводиться? Для начала нужно понять, по какой причине это происходит. Как и 100 лет назад, чтобы мотор начал работать, топливо в цилиндры двигателя необходимо подать и воспламенить. Но для начала, коленчатый вал силового агрегата необходимо провернуть, и сделать это в состоянии только электрический стартер. Естественно, что если он не вращает коленвал, то причину нужно искать либо в нем самом, либо в аккумуляторной батарее (АКБ).
Очень часто неопытные водители не уделяют должного внимания АКБ, ошибочно полагая, что она не требует каких-либо действий технического характера. Но это не совсем верно. Дело в том, что на сегодняшний день существуют три типа АКБ:
- обслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- необслуживаемые.
Эти типы подразумевают открытость доступа к электролиту и пластинам внутри аккумуляторной батареи со стороны человека. Но по своему строению, они одинаковы – внутри секций АКБ расположены пластины, несущие положительный заряд из свинца и сурьмы с добавлением серебра, и пластины, несущие отрицательный заряд, выполненные из чистого свинца. Соответственно, и принцип действия у них одинаков – преобразование электрической энергии от автозарядного устройства в химическую (цикл заряда), и обратно (цикл разряда).
Малообслуживаемые и необслуживаемые АКБ исключают контакт электролита и пластин с окружающей средой, тем самым уберегая электролит от грязи и пыли. Но подзаряжать такие аккумуляторы можно и нужно. Правда, все же необходимо установить причину отказа АКБ, в результате чего двигатель не удается запустить. Это может быть только по причине ее низкого заряда. В обслуживаемой АКБ это легко проверить с помощью замера плотности электролита прибором ареометром.
Это стеклянная колба с резиновой грушей, внутри которой расположена еще одна герметичная колба поплавкового типа с нанесенной шкалой. В большую колбу всасывается электролит из одной банки, и по совпадению поверхности с нанесенной шкалой можно увидеть плотность электролита. У полностью заряженной АКБ плотность находится в пределах 1,27-1,28 г/см куб.
У необслуживаемых АКБ измерить плотность не удастся. Но о степени заряженности АКБ можно судить по уровню напряжения на ее клеммах. На СТО эту операцию производят с помощью нагрузочной вилки, а в гаражных условиях это можно сделать с помощью тестера-вольтметра. В момент запуска стартера, напряжение на клеммах аккумуляторной батареи должно упасть с 12,0 В до 9,5-10,0 В. Если показания ниже 9,9 В, то такую батарею необходимо зарядить с помощью автозарядного устройства.
К нему также предъявляются особые требования. Автозарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-ти вольтовой батареи, должно иметь возможность повышения зарядного напряжения, подаваемого на клеммы АКБ до 16,5 В. Иначе, полностью зарядить аккумулятор и довести плотность электролита до рабочего состояния не удастся.
Другие статьи